«Можно выйти?»
Журнал Петербургский нотариус — №4 (28) Декабрь 2020

В современном обществе, где наблюдается развитие предпринимательства и рост конкуренции, для успеха предприятия требуется немало финансовых затрат, применение специальных познаний в различных областях и навыков управления. Именно по этим причинам большинство предпринимателей начинают свой бизнес, объединив свои ресурсы. Однако в силу разного рода обстоятельств у участников может возникнуть необходимость оставить дело. В настоящем материале поговорим о таком правовом инструменте, как выход участника из общества с ограниченной ответственностью.

Права и обязанности участников обществ с ограниченной ответственностью определяются, в основном, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и, конечно же, уставом самого общества. Согласно статье 26 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других участников, если это предусмотрено уставом.

Настоящей нормой законодатель устанавливает два условия для реализации права на выход из общества:

  • участие в обществе (принадлежность доли в уставном капитале участнику общества)
  • и наличие в уставе общества права на выход.

Стоит отметить, что невозможен выход участников из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника из общества.

Заявление участника о выходе из общества подлежит нотариальному удостоверению по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок. Это означает, что нотариус, удостоверяя заявление участника о выходе из общества, устанавливает дееспособность обратившегося гражданина, правоспособность юридического лица (в случае, если для оформления выхода обратилось юридическое лицо, которое является участником ООО), проверяет наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя, а также проверяет наличие согласия на совершение сделки (если оно требуется в соответствии с законодательством). При удостоверении заявления нотариус самостоятельно устанавливает статус заявителя (действительно ли он является участником ООО) на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц. Для удостоверения заявления нотариусу необходимо представить устав общества, из которого участник намеревается выйти, для подтверждения наличия права участника на выход из общества.

Заявление о выходе из общества по своей сути является односторонней сделкой, в силу которой у участника прекращаются права участия в обществе, а доля в уставном капитале, принадлежавшая участнику, переходит к обществу. Вместе с тем у общества возникает обязанность по выплате вышедшему из общества участнику действительной стоимости его доли.

Действительная стоимость доли определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате перехода к обществу доли вышедшего из общества участника, и соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли вышедшего участника.

Стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. С согласия вышедшего участника общество вправе выдать ему в натуре имущество стоимостью равной действительной стоимости доли. Законодатель также устанавливает, что в случае неполной оплаты участником своей доли общество выплачивает вышедшему участнику действительную стоимость оплаченной им части доли. Срок выплаты действительной стоимости доли вышедшего участника – три месяца, если иной срок не предусмотрен уставом общества.

Отметим, что в августе 2020 года процедура выхода из общества с ограниченной ответственностью претерпела существенные изменения. До вступления в силу изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» участник считался вышедшим из общества только с момента получения его заявления обществом. Это означало, что участнику недостаточно было подписать заявление о выходе из общества у нотариуса – ему необходимо было передать его обществу. После получения заявления общество самостоятельно подавало в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Конечно, участники, намеревающиеся покинуть общество, в связи с этим сталкивались с рядом неудобств. Например, директор общества мог длительное время не подавать в ЕГРЮЛ сведения о выходе участника. В этом случае для всех третьих лиц такой участник оставался участником общества. Нередко, срок всей процедуры выхода участника из общества исчислялся месяцами. В этом году законодатель значительно усовершенствовал процедуру выхода из общества.

Так, в настоящее время нотариус, удостоверивший заявление участника о выходе из общества, в течение двух рабочих дней со дня такого удостоверения самостоятельно подает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявление о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Затем, не позднее одного рабочего дня со дня подачи в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц нотариус передает обществу заявление о выходе из общества и копию заявления, направленного им в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, путем их направления по адресу общества, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, и (или) по адресу электронной почты общества, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц. На сегодня, доля вышедшего участника переходит к обществу с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ряд особенностей установлен при выходе их состава участников кредитных организаций.

Необходимо также отметить, что в настоящее время уставом общества может быть предусмотрено:

  • право на выход из общества для отдельных участников общества, прямо поименованных в уставе общества либо обладающих определенными признаками, например, имеющих долю в уставном капитале не менее или не более определенного размера;
  • право участника общества на выход из общества, обусловленное наступлением или ненаступлением определенных обстоятельств, сроком либо сочетанием этих обстоятельств;
  • предоставление права на выход из общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. В таком решении указываются участник общества, которому предоставляется право выйти из общества, и срок, в течение которого соответствующий участник может осуществить это право.

Данные изменения не распространяются на случаи выхода участника из общества, являющегося кредитной организацией.

Как было сказано ранее, участник вправе выйти из общества при соблюдении всего двух условий: участие в обществе и наличие в уставе общества права на выход. Реализовать свое право на выход из общества может даже участник общества, в отношении которого принято решение об исключении из ЕГРЮЛ, общества, находящегося в стадии реорганизации, ликвидации, общества, отвечающего признакам банкротства, а также общества, в отношении которого введена процедура банкротства. Однако существует ряд особенностей, возникающих при выходе из подобных обществ.

Законодатель не ограничил право выхода участника из исключаемого, реорганизуемого или ликвидируемого общества. Единственное, о чем необходимо позаботиться участнику, намеревающемуся выйти из такого общества – обратиться к нотариусу до момента исключения общества из единого государственного реестра юридических лиц. Право вышедшего участника на получение действительной стоимости его доли также не ограничено.

Если общество отвечает признакам банкротства или в отношении него уже введена процедура банкротства, право на выход участника из общества не ограничено. Однако получить действительную стоимость доли в такой ситуации зачастую очень сложно, а порой и вовсе не представляется возможным. Это связано с положениями пункта 8 статьи 23 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ограничивающими право общества выплачивать действительную стоимость доли вышедшего участника, если на момент этой выплаты оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» либо в результате этой выплаты указанные признаки появятся у общества. В результате выхода из такого общества возможна ситуация, при которой вышедший участник не получит стоимость своей доли. В связи с этим участнику стоит оценить финансовое положение общества и возможные риски, связанные с возникновением несостоятельности, до принятия решения о выходе из общества.

Стоит учитывать, что даже если вышедший участник смог получить действительную стоимость его доли перед банкротством общества, то в дальнейшем он не застрахован от возможного оспаривания ее получения. В худшем случае вышедшему участнику придется возвратить полученные денежные средства обществу или такого участника могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам общества-должника.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае, если общество не вправе выплачивать действительную стоимость доли, участник, доля которого перешла к обществу в результате выхода, вправе подать письменное заявление о восстановлении его как участника общества. Такое заявление участник вправе подать в течение трех месяцев со дня истечения срока выплаты действительной стоимости его доли. На основании указанного заявления общество обязано восстановить его как участника общества и передать ему соответствующую долю в уставном капитале общества.

После введения в отношении общества процедуры банкротства шансы вышедшего участника получить действительную стоимость своей доли ничтожны. Судебная практика складывается таким образом, что задолженность по выплате действительной стоимости доли вышедшему участнику не подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что кажущаяся на первый взгляд простота процедуры выхода из общества обманчива. К подаче заявления о выходе из общества стоит относиться с должным вниманием и осмотрительностью, оценивать все возможные риски.